Жан Батист Поклен Мольер - биография
Известный :
Актер, Поэт
Страна:
Франция
Категория:
Кино и театр
Знак зодиака:
Козерог
Дата рождения: 13 Января
1622г.
Дата cмерти: 17 Февраля
1673г. (51 год)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Мольер (Поклен), Жан Батист (Moliиre (Poquelin)
Jean-Baptiste) (1622-1673), французский поэт и актер, создатель
классицистической комедии.
Родился 13 января 1622 в Париже; сын Жана Поклена,
придворного обойщика и королевского камердинера, и Марии, дочери частного
обойщика Луи Крессе. В десятилетнем возрасте потерял мать. В 1631-1639 учился в
иезуитском Клермонском коллеже, где, помимо богословских дисциплин, преподавали
античную литературу и древние языки; проявлял большой интерес к учебе; перевел
на французский поэму О природе вещей римского поэта и философа Лукреция. В 1640
изучал юридические науки в Орлеанском университете, в начале 1641 сдал экзамен
на звание лиценциата права. В апреле-июне 1642 замещал отца в должности
королевского камердинера. 6 января 1643 отказался от звания королевского
обойщика. 30 июня 1643 организовал вместе с семьей Бежар «Блистательный театр»;
ставил трагедии, трагикомедии, пасторали; принял фамилию Мольер. После серии
провалов театр прекратил свое существование. С остатками труппы уехал в
провинцию.
Бессильна с клеветой бороться добродетель.
Мольер Жан Батист Поклен
В 1645-1658 труппа выступала в городах и замках Нормандии,
Бретани, Пуату, Гаскони и Лангедока. К 1650 Мольер стал ее признанным главой.
Постепенно в ее репертуаре ведущее место заняли комедийные представления. В
условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять
небольшие пьески (дивертисменты), добавляя к французскому средневековому фарсу
элементы итальянской комедии масок (комедия дель арте). Их успех побудил его
обратиться к более крупным формам: в 1655 создал свою первую пятиактную комедию
в стихах Сумасброд, или Все невпопад (L’Etourdi, ou Les Contretemps); за ней в
1656 последовала Любовная размолвка (Le Dйpit amoureux).
К 1658 мольеровская труппа стала самой популярной во
французской провинции. Благодаря покровительству герцога Орлеанского, брата
Людовика XIV, она получила возможность выступить 24 октября 1658 перед
королевским двором с трагедией П.Корнеля Никомед и фарсом Мольера Влюбленный доктор;
Никомед был встречен холодно, но Влюбленный доктор произвел фурор, что решило
судьбу труппы: ей присвоили звание «Труппы Брата короля» и предоставили сцену
театра Малый Бурбон. С этого времени Мольер окончательно отказался от
трагических ролей и стал играть только комедийных персонажей.
В 1659 поставил одноактную комедию в прозе Смешные жеманницы
(Les Prйcieuses ridicules), в которой высмеял неестественность и напыщенность
прециозного стиля, культивировавшегося в литературе (группа поэтов во главе Ж.Шапленом)
и светских салонах (См. также КЛАССИЦИЗМ). Она имела оглушительный успех, но
одновременно породила много врагов в свете. С этого дня жизнь Мольера
превратилась в постоянную борьбу с ними. В 1660 с неменьшим успехом была
сыграна комедия положений Сганарель, или Мнимый рогоносец (Sganarelle, ou le
Cocu imaginaire), трактовавшая традиционную тему супружеской неверности. В том
же году король предоставил мольеровской труппе здание театра Пале-Рояль.
Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет.
Мольер Жан Батист Поклен
Театральный сезон на новой сцене открылся 4 февраля 1661
пьесой Дон Гарсия Наваррский, или Ревнивый принц (Dom Garcie de Navarre, ou le
Prince jaloux), но ее философский комизм не был воспринят широкой публикой. В
июне с успехом прошла Школа мужей (L’Ecole des maris), осмеивавшая отцовский
деспотизм и защищавшая принципы естественного воспитания; она ознаменовала
поворот автора к жанру комедии нравов; в ней уже угадывались черты высокой
комедии. Первой подлинно классицистической комедией стала Школа жен (L’Ecole
des femmes), поставленная в декабре 1662; ее отличала глубокая психологическая
разработка традиционной темы семьи и брака. На обвинения в плагиате, в слабосте
сюжета и дурном вкусе Мольер ответил в 1663 комедиями Критика Школы жен (La
Critique de l’Ecole des femmes) и Версальский экспромт (L’Impromptu de
Versailles), в которых весело и зло иронизировал над своими недоброжелателями
(маркизами, салонными дамами, прециозными поэтами и актерами Бургундского
отеля). Те не брезговали никакими средствами и даже обвинили Мольера в
кровосмесительстве (браке с якобы собственной дочерью); поддержка Людовика XIV,
ставшего крестным отцом его первого сына, положила конец сплетням.
С 1664 стал постоянно участвовать в организации придворных
празднеств, сочиняя и ставя комедии-балеты: в январе 1664 был сыгран Брак по
принуждению (Le Mariage forcй), в мае — Принцесса Элиды (La Princesse d’Elide)
и Тартюф, или Лицемер (Le Tartuffe, ou l’Hypocrite), жестокая пародия на
религиозное ханжество. Разразился скандал; король запретил спектакль. Требовали
даже отправить автора на костер. Весной 1665 подвергся запрету и Дон Жуан, или
Каменный пир (Dom Juan, ou le Festin de pierre), носивший резко
антиклерикальный характер. В 1666 Мольер поставил высокую комедию Мизантроп (Le
Misanthrope), равнодушно принятую широкой публикой. Продолжал сочинять для
придворных празднеств комедии-балеты и пьесы-пасторали. На сцене Пале-Рояля с
большим успехом прошли две комедии в стиле народных фарсов, где высмеивались
медицинская наука и ее служители, - Любовь-целительница (L’Amour mйdecin) и
Лекарь поневоле (Le Mйdecin malgrй lui).
В августе 1667 Мольер решился представить в Пале-Рояле
смягченный вариант Тартюфа под новым названием Обманщик (L’Imposteur), однако
сразу после премьеры он был запрещен Парижским парламентом. В феврале 1668 была
сыграна комедия Амфитрион (Amphitryon). Затем последовали Жорж Данден, или
Одураченный муж (George Dandin, ou le Mari confondu), на известный народный
сюжет о хитрой жене и легковерном муже (июль 1668), и Скупой (L’Avare), в
котором объектом осмеяния оказались ростовщичество и жажда обогащения (сентябрь
1668).
В любви притворство очень похоже на правду.
Мольер Жан Батист Поклен
В начале 1669 Мольеру добился снятия запрета с Тартюфа. В 1669-1671
он поставил одну за другой несколько комедий-балетов: Господин де Пурсоньяк
(Monsieur de Pourceaugnac), Блистательные любовники (Amants magnifiques),
Графиня д’Эскарбарья (La Comtesse d’Escarbagnas) и самую лучшую из них —
Мещанин во дворянстве (Le Bourgeois gentilhomme), а также трагедию-балет Психея
(Psychй). Сыгранная в мае 1671 фарсовая комедия Проделки Скапена (Les
Fourberies de Scapin) вызвала новый виток полемики — автора упрекали в
потакании плебейским вкусам и в отступлении от классицистических правил. В
марте 1672 Мольер представил публике высокую комедию Ученые женщины (Les Femmes
savantes), высмеяв салонное увлечение науками и философией и пренебрежение
женщин к семейным обязанностям.
1672 год оказался тяжелым для Мольера. Ушли из жизни многие
его друзья и близкие, охладели его отношения с королем; значительно ухудшилось
здоровье. Зимой 1672-1673 написал свою последнюю комедию-балет Мнимый больной
(Le Malade imaginaire), где вернулся к теме врачей-шарлатанов и доверчивых
больных. 17 февраля 1673 на ее четвертом представлении с ним случился удар, и
через несколько часов он скончался. Церковные власти отказались похоронить его
по христианскому обряду. Только после вмешательства короля тело Мольера было
погребено 21 февраля на кладбище Св.Иосифа. В 1817 его останки перенесли на
кладбище Пер-Лашез
Жан Батист Поклен Мольер - фото
Жан Батист Поклен Мольер - цитаты Тот, кто всегда уныл, ревнив и мрачен,
Того дебют в любви
Частенько неудачен…
А кто, наоборот, без толку говорит,
Когда придет любовь, -
Тот в пламени сгорит…
И только тот, кто весело смеётся,
В любви и в жизни многого добьётся. Самое несносное в любви — это спокойствие. Безоблачное счастье может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше. Высшее доказательство любви — это подчинение воле того, кого любишь. С препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше. Красавица все может себе позволить, красавице все можно простить. Количество просмотров: 7144
|