Дэвид Линч - биография
Известный :
Кинорежиссер, Музыкант, Сценарист
Страна:
США
Категория:
Кино и театр, Музыка
Знак зодиака:
Козерог
Дата рождения: 20 Января
1946г. (78 лет)
Биография добавлена: 27 Марта 2014г.
Дэвид Кит Линч (англ. David Keith Lynch; род. 20 января 1946) — американский кинорежиссёр, музыкант, сценарист, представитель американского независимого кинематографа. Лауреат премии «Золотая пальмовая ветвь» (1990) и приза за режиссуру (2001) Каннского кинофестиваля, а также «Золотого льва» за вклад в мировой кинематограф (2006).
Жизнь и карьера
Дэвид Кит Линч родился 20 января 1946 года в небольшом американском городе Миссула, штат Монтана. Рос в лесных краях на северо-западе США.
Ранние годы
В 1965 году Линч посещал Пенсильванскую академию искусств (Pennsylvania Academy of the Fine Arts) в Филадельфии, где он с интересом занимался живописью, скульптурой и фотографией. Восхищение экспрессионизмом Кокошки на короткое время привело начинающего художника в Австрию, где жил его кумир. Среди своих любимых художников Линч называет также Ф. Бэкона и Э. Хоппера.
На курсах по экспериментальному искусству в 1966 году Линч увлёкся мультипликацией и реализовал свой первый короткометражный анимационный фильм «Шесть блюющих мужчин» как заключительную работу. В 1967 году Линч приобрёл кинокамеру и снял свой первый короткометражный фильм «Алфавит», в котором совмещались мультипликация и кинокадры. Картина основана на кошмарном сновидении племянницы жены режиссёра Пэгги. Пэгги сыграла в фильме роль девочки.
В это же время Линч работал над сценарием фильма «Бабушка». Предоставив готовый сценарий и свои другие труды, он принимает участие в конкурсе на получение стипендии Американского института кино (American Film Institute). К своему большому удивлению, Линч получил стипендию. 35-минутный фильм «Бабушка» отличается довольно тонко продуманной линией повествования и проницательным содержанием.
Любимые фильмы Линча
- «Бульвар Сансет» (Уайлдер)
- «Окно во двор» (Хичкок)
- «Мой дядюшка» (Тати)
- «Лолита» (Кубрик)
- «Час волка» (Бергман)
В 1971 году Линч начал работу над своим полнометражным дебютом «Голова-ластик». Из-за финансовых проблем съёмки неоднократно прерывались, и только через пять лет в 1976 году работа над фильмом была завершена. В этой работе Линч впервые демонстрирует талант создавать запутанные, сюрреалистические и впечатляющие своей мрачностью картины. Фильм представляет собой не столько повествование в привычном смысле слова, сколько путешествие внутри чьего-то сознания. Если вдуматься, герои и помещения в этом фильме являют собой не настоящих героев и настоящие помещения, а некие метафоры и категории, которые могут перетекать друг в друга или разрушаться, как то свойственно образам и категориям человеческого сознания. Этот подход к пространству, героям и истории станет основополагающим для дальнейшего творчества Линча. Несмотря на то, что к фильму на киностудии отнеслись весьма скептически, он через короткое время стал культовым. Сам Стэнли Кубрик высказал сожаление, что не он снял эту ленту.
Фильмы 1980-х
В 1980 году по заказу Мэла Брукса Линч работает над фильмом «Человек-слон», получившим впоследствии восемь номинаций на премию «Оскар», в том числе и за режиссуру. Фильм затрагивает тему человечности, представляя изуродованного главного героя гораздо более добрым, честным и человечным, чем окружающие его «нормальные» люди.
После этого Линч получил предложение снять третью часть эпопеи «Звёздных войн», однако отдал предпочтение роману «Дюна». Несмотря на неслыханный по тем временам бюджет в размере 40 миллионов долларов, экранизация этого фантастического эпоса в 1984 году — одноимённая картина «Дюна» — не имела успеха у зрителей. Выпущенная затем расширенная телеверсия фильма вызвала возражения со стороны самого режиссёра, который поклялся больше не браться за съёмки фильма, если ему не будет обеспечен полный контроль над окончательной версией.
В 1986 году при финансовой поддержке легендарного продюсера Дино Де Лаурентиса выходит скандальный триллер «Синий бархат», рассказывающий о тайной преступной сети, которая держит под контролем жизнь в патриархальном американском городке. Фильм получает награды Национального общества кинокритиков в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр»; в разрезе кинокритики это вообще самый успешный фильм режиссёра. Начиная с «Синего бархата» Линч обретает большое число поклонников в Европе и особенно во Франции; многие его последующие кинопроекты финансирует французский Canal+.
В 1990 году Линч снял гротескное роуд-муви «Дикие сердцем». Несмотря на смешанную реакцию критиков, каннское жюри во главе с Бернардо Бертолуччи присудило ленте «Золотую пальмовую ветвь».
Фильмы 1990-х
В том же 1990 году стартовал первый телевизионный сериал Линча — «Твин Пикс». В основе сюжета сериала — расследование загадочного убийства школьницы Лоры Палмер, произошедшего в небольшом американском городе Твин-Пикс. Сериал пользовался поначалу большим успехом, но уже через год съёмки были свёрнуты из-за низких рейтингов. Тем не менее сериал стал знаковым культурным явлением начала 90-х. Ежегодно под Сиэтлом проходит слёт поклонников «Твин Пикса».
В 1992 году вышел психоделический приквел к «Твин Пиксу» — «Твин Пикс: Огонь, иди со мной». Премьера картины в Каннах оказалась провальной, пресса полнилась разгромными рецензиями. Сам режиссёр объяснял такую реакцию тем, что в фильме ожидали увидеть продолжение «Твин Пикса», а получили нечто совсем иное. Возражения критиков против фильма во многом сводились к тому, что он состоит из двух маловзаимосвязанных друг с другом частей. В настоящее время киноверсия «Твин Пикса» уже не воспринимается как безоговорочный провал; среди критических отзывов преобладают положительные.
Линч продолжил экспериментировать с фрагментацией повествования в фильме «Шоссе в никуда» (1997). Он состоит из двух примерно равных по продолжительности частей с различными сюжетом и героями — это две версии одной жизни. Новый фильм вновь разделил кинокритиков — одни (как, например, Роджер Эберт) считали его надиром карьеры Линча, другие (в частности, Славой Жижек и Джонатан Розенбаум) приняли его восторженно. В фильме прозвучали новые песни Лу Рида, Дэвида Боуи, Rammstein; подготовкой звуковой дорожки занимался Трент Резнор (Nine Inch Nails). Композитор О. Нойвирт и нобелевская лауреатка Э. Елинек написали на его сюжет оперу.
Линч реабилитровался в глазах мейнстримных кинокритиков основанным на реальных событиях роуд-муви «Простая история» (1999), который своей нарочитой незамысловатостью вызвал недоумение у поклонников более экспериментальных проектов режиссёра. В 2002 году он возглавил жюри Каннского кинофестиваля; главный приз был присуждён также довольно традиционному по режиссёрской манере «Пианисту» Р. Поланского.
Фильмы 2000-х
В начале 2000-х Линч работал над новым телесериалом, который был снят с производства после неудачных тестовых показов. Перемонтированные и доснятые эпизоды образовали картину «Малхолланд Драйв» (2001), которая после неоднозначной реакции первых зрителей в Каннах стала культовой и по итогам 2000-х годов была названа журналом «Кайе дю синема» главным фильмом десятилетия. «Малхолланд Драйв» продолжает магистральную линию творчества Линча и его поисков в области нарративного искусства (объективизация субъективных переживаний, расщепление сюжетной структуры в традиции «Кабинета доктора Калигари»).
В сентябре 2006 года в рамках Венецианского кинофестиваля состоялась премьера 3-часового фильма Линча «Внутренняя империя», снятого на ручную цифровую камеру достаточно примитивной модели. Съёмки велись без готового сценария, главным образом в Польше, где Линч часто бывает из-за кинофестиваля в Лодзи. После премьеры режиссёру была вручена награда «Золотой лев» за вклад в развитие мирового кинематографа. В своём последнем фильме режиссёр окончательно рвёт с традиционной повествовательностью и продолжает конструирование своих собственных символик и мифологий, условно связанных внутренней жизнью главной героини.
В течение 1990-х и 2000-х Линч снял несколько коротких видеороликов рекламного и музыкального характера. Например, в 2010 «Кристиан Диор» представил 12-минутный рекламный ролик от Линча, а годом ранее в Интернете появился анимационный видеоклип Линча на электронную композицию Моби «Shot in the Back of the Head». Некоторые экспериментальные материалы режиссёра (любительская анимация, серия короткометражек «Кролики», большой проект интервьюирования простых американцев из глубинки) доступны только на его сайте. Там же можно послушать, как Линч зачитывает прогноз погоды на день.
Режиссёрский стиль
К анализу фильмов Линча часто обращаются последователи Фрейда и Лакана, видящие в них демонстрацию навязчивого повторения: неизбежного возвращения психотравмы, вызванной «первосценой». Джонатан Розенбаум констатирует, что герои фильмов Линча зачастую отказываются принимать болезненную правду о себе, однако вытесненное ими из сознания неизменно возвращается в их жизнь в ещё более причудливых и пугающих формах. Для стиля режиссёра характерна наполненность фильмов яркими деталями сюрреалистического, психоделического либо мистического свойства. По догадке известного исследователя киноавангарда Дж. Хобермана, эта линия восходит к экспериментаторским короткометражкам Майи Дерен («Полуденные сети»). Сам Линч всячески избегает давать трактовки своих фильмов, повторяя, что кино — это особый опыт, который надо самому пережить, желательно на большом экране, но который нельзя пересказать словами.
Несмотря на удалённость Линча от голливудского мейнстрима, он трижды номинировался на премию «Оскар» за лучшую режиссуру (1981, 1987, 2002).
Музыка, живопись, фотография
Дэвид Линч живёт в Калифорнии в доме современной архитектуры, спроектированном сыном Ф. Л. Райта. В свободное время занимается живописью и фотографией. Одна из фотографий Линча была выбрана в 2008 году в качестве афиши 61-го Каннского кинофестиваля. Он является автором фотосерии «Фетиш-шоу», где модели запечатлены в обуви дизайнера Кристиана Лубутена. «Фетиш-шоу» выставлялось, в частности, в московском центре современной культуры «Гараж» (2009).
Большую роль в фильмах Линча играет музыка. До 2000-х годов Линч тесно сотрудничал с кинокомпозитором Анджело Бадаламенти, который, по его словам, открыл ему подлинный потенциал музыки. В 1989 году Линч и Бадаламенти спродюсировали дебютный альбом певицы Джули Круз. В нулевые годы режиссёр увлёкся электронной музыкой; его первый музыкальный альбом BlueBob увидел свет в 2001 году. В ноябре 2010 года вышел его первый сингл — танцевальная мелодия «Good Day Today» с искажённым компьютерной технологией вокалом. 7 ноября 2011 года вышел первый сольный альбом Линча под названием Crazy Clown Time. 15 июля 2013 года вышел его второй альбом The Big Dream.
Трансцендентальная медитация
С конца 1970-х Дэвид Линч дважды в день занимается трансцендентальной медитацией по системе Махариши Махеш Йоги. В 2000-е годы режиссёр, прежде известный своей стеснительностью во время интервью, стал известен «как странствующий по миру оратор и проповедник медитации».
В июне 2002 года Линч заплатил $1 млн за стажировку у Махариши Махеш Йоги во Флодропе. Вернувшись в Калифорнию «другим человеком», он принялся агитировать за преобразование мира на основе учения Махариши о «едином поле». За прошедшее с тех пор время он снял всего лишь один полнометражный фильм, но зато проехал не менее 30 стран, выступая перед студентами с лекциями о трансцендентальной медитации.
В 2006 году Линч выпустил аудиокнигу о технике погружения в глубину сознания, где, в частности, рассказал, как медитация помогает ему в работе над фильмами. В феврале 2009 года книга Линча вышла на русском языке под названием «Поймать большую рыбу» в издательстве «Эксмо». К этому событию был приурочен визит Дэвида Линча в Москву (в апреле 2009 года). В Москве Линч также встретился со студентами ВГИКа.
Фонд Дэвида Линча ставит перед собой задачу собрать $7 млрд на распространение идей Махариши. В поддержку его деятельности высказывались голливудские мегазвезды, например, режиссёры Клинт Иствуд и Мартин Скорсезе. В 2009 г. фонд организовал первое за семь лет совместное выступление оставшихся в живых участников The Beatles.
Семейная жизнь
Первый раз Дэвид Линч женился в 1967 году в Чикаго, на Пегги Ленц. Через год в 1968 у них родилась дочь Дженифер Чэмбер Линч, ставшая кинорежиссёром. Брак не продлился долго, в 1974 году они развелись.
В 1977 году Линч женился на Мэри Фиск, сестре своего давнего друга Джека Фиска, который с начала 1970-х работает художником-постановщиком у Терри Малика и женат на Сисси Спэйсек. В 1982 году у пары родился сын, которого они назвали Остин Джек Линч.
После разрыва с Мэри в 1987 году Линч стал встречаться с Изабеллой Росселлини — звездой его фильма «Синий бархат». После расставания с Изабеллой в 1991 году он состоял в гражданском браке со своим монтажёром Мэри Суини, от которой у него родился в 1992 г. сын Райли. Пара оформила свои отношения в мае 2006 года, но уже через два месяца заявила о разводе.
В феврале 2009 года Линч женился на актрисе Эмили Стоуфл, которая моложе его более чем на 30 лет. Они встретились на съёмочной площадке фильма «Внутренняя империя». В 2012 году у режиссёра родилась вторая дочь, названная Лула Богиня (Lula Boginia) в честь главной героини его фильма «Дикие сердцем».
Фильмография
Полнометражные фильмы
Год |
|
Русское название |
Оригинальное название |
Роль |
1977 |
ф |
Голова-ластик |
Eraserhead |
Режиссёр, сценарист, продюсер, монтажёр |
1980 |
ф |
Человек-слон |
The Elephant Man |
Режиссёр, сценарист, продюсер, монтажёр |
1984 |
ф |
Дюна |
Dune |
Режиссёр, актёр |
1986 |
ф |
Синий бархат |
Blue Velvet |
Режиссёр, сценарист |
1990 |
ф |
Дикие сердцем |
Wild at Heart |
Режиссёр, сценарист |
1992 |
ф |
Твин Пикс: Сквозь огонь |
Twin Peaks: Fire Walk With Me |
Режиссёр, сценарист, актёр |
1997 |
ф |
Шоссе в никуда |
Lost Highway |
Режиссёр, сценарист |
1999 |
ф |
Простая история |
The Straight Story |
Режиссёр |
2001 |
ф |
Малхолланд Драйв |
Mulholland Drive |
Режиссёр, сценарист |
2006 |
ф |
Внутренняя империя |
Inland Empire |
Режиссёр, продюсер, сценарист |
2009 |
ф |
Мой сын, мой сын, что ты наделал |
My Son, My Son, What Have Ye Done |
Продюсер |
Короткометражные фильмы
- 1966 — «Шесть блюющих мужчин» / Six Figures Getting Sick (анимационный)
- 1968 — «Алфавит» / The Alphabet
- 1970 — «Бабушка» / The Grandmother
- 1974 — «Женщина с отрубленной ногой» / The Amputee
- 1988 — «Ковбой и француз» / The Cowboy and the Frenchman
- 1990 — «Промышленная симфония номер 1. Сон разбитых сердец» / Industrial Symphony No. 1: The Dream of the Broken Hearted
- 1995 — «Предчувствие действий зла» / Lumière: Premonitions Following an Evil Deed
- 2002 — «Тёмная комната» / Darkened Room
- 2002 — «Кролики» / Rabbits
- 2002 — «Страна тупых» / Dumbland
- 2007 — «Лодка» / Boat
- 2007 — «Абсурд» / Absurda (эпизод киноальманаха «У каждого своё кино» / Chacun son cinéma)
- 2010 — «Lady Blue Shanghai» (12-минутный рекламный ролик для Диора)
- 2011 — «The 3 Rs» (минутный ролик для Венского кинофестиваля)
- 2013 — Idem Paris (8-минутный ролик, иллюстрирующий создание литографий в старинной парижской студии)
Телевизионные сериалы
- 1990—1991 — «Твин Пикс» / Twin Peaks
- 1992 — «В прямом эфире» / On the Air
- 1993 — «Номер в гостинице» / Hotel Room
Музыкальные видеоклипы
- 1982 — «I Predict», Sparks
- 1990 — «Wicked Game» (первая версия), Крис Айзек
- 2003 — «Thank You Judge», BlueBob (дуэт Линча и Дж. Неффа)
- 2009 — «Shot in the Back of the Head», Моби
- 2011 — «I Touch a Red Button Man», Interpol
- 2012 — «Crazy Clown Time»
- 2013 — «Came Back Haunted», Nine Inch Nails
Анимация
- 2002 — «Страна тупых» / Dumbland (Online Flash animation series)
Дискография
Альбомы
- BlueBob (с Джоном Неффом, 2001)
- The Air is on Fire: Soundscape (2007)
- Polish Night Music (с Мареком Жебровски, 2008)
- Danger Mouse и Sparklehorse: Dark Night of the Soul (2010; Линч принял участие в создании двух песен.)
- This Train (с Кристой Белл, 2011)
- Crazy Clown Time (2011)
- The Big Dream (15 июля 2013)
Синглы
- «Ghost of Love» (2007)
- «Good Day Today» / «I Know» (2010)
Ремиксы
- Zola Jesus «In Your Nature (David Lynch remix)» (2012)
- Ultraísta «Strange Formula (David Lynch remix)» (2012)
- John Foxx + Jori Hulkkonen «Evangeline (David Lynch remix)» (2013)
Дэвид Линч - цитаты Интернет хорош тем, что сумел собрать огромное количество людей в одном месте. Но он не смог дать им ощущение единства.
Господи, как же трудно жилось Эйнштейну — кругом столько идиотов.
Никогда никому не позволяйте влезать своими длинными пальцами в ваш замысел.
Господи, как же трудно жилось Эйнштейну — кругом столько идиотов.
Нужно быть настоящим монахом. Но я не всегда осознаю это: во мне есть слабости, и они заставляют меня лететь на огонь.
Количество просмотров: 4856
|