Юз Алешковский - биография
Известный :
Поэт, Писатель, Бард
Страна:
Россия, СССР
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Лев
Дата рождения: 21 Сентября
1929г. (95 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Алешковский Юз (настоящее имя и отчество – Иосиф Ефимович)
(р. 1929), русский писатель.
Родился 21 сентября 1929 в Красноярске, в семье служащего.
Детство прошло в Москве. В 1950, во время службы на Тихоокеанском флоте, «за
нарушение воинской дисциплины» был осужден на четыре года заключения, где
написал первую песню Птицы не летали /Там, где мы шагали.
Товарищ Сталин, Вы большой ученый,
В языкознаньи знаете Вы толк,
А я простой советский заключенный,
И мне товарищ — серый брянский волк.
Алешковский Юз
Вернувшись в 1955 в Москву, работал шофером, строителем. В
1970-е написал первые детские книги Кыш, Двапортфеля и целая неделя (1970) и
Кыш и я в Крыму (1975), а также сценарии детских фильмов Кыш и Двапортфеля и
Вот моя деревня. Автор писал о важных событиях в жизни первоклассника Алеши
Сероглазова – покупка собаки, ссора с другом и т.п., и то, что
автором-повествователем был ребенок, определяло интонацию повестей.
Начиная с 1950-х Алешковский стал известен как автор и
исполнитель не разрешенных официально песен Советская пасхальная, Лесбийская,
Личное свидание, Окурочек и др. Строки из его песни Товарищ Сталин, вы большой
ученый разошлись на афоризмы, например, «Вы здесь из искры раздували пламя /
Спасибо вам, я греюсь у костра». После 1968 писатель прекратил сотрудничество с
советскими издательствами и стал писать песни и прозу, которые могли
распространяться только в самиздате. Персонажами его произведений являлись
люди, бывшие «персонами нон-грата» в официальной литературе, причем автор не
скрывал своей к ним симпатии.
Главный герой повести Николай Николаевич (1970, опубл. 1980
в США) – московский вор, принятый на работу в научно-исследовательский институт
в качестве донора спермы. В этом произведении впервые проявилась одна из
особенностей прозаической манеры Алешковского: близость к сказовой традиции,
связанной в русской литературе 20 в. с М.Зощенко. Главной же особенностью всех
его произведений стало введение в художественные тексты «нецензурных» слов и
выражений. Русский мат, используемый без пропусков и отточий, делает
невозможным цитирование его текстов.
Шел я в карцер босыми ногами,
Как Христос, и спокоен, и тих.
Десять суток кровавыми красил губами
Я концы самокруток своих.
Алешковский Юз
Объяснение подобного словоупотребления Алешковский вложил в
уста героя романа Рука (1977, опубл. 1980 в США): «...русский мат спасителен
для меня лично в той зловонной камере, в которую попал наш могучий, свободный,
великий и прочая и прочая язык. Загоняют его в передовые статьи, в постановления,
в протоколы допросов, в мертвые доклады на собраниях, съездах, митингах и
конференциях, где он постепенно превращается в доходягу, потерявшего
достоинство и здоровье, вышибают из него Дух!» Роман Рука написан в форме
монолога сотрудника КГБ, мстящего за убитых большевиками родителей. Месть
является единственной причиной, по которой главный герой делает карьеру в
карательных органах, становится телохранителем Сталина, а кончает душевной
опустошенностью.
Форма монолога присуща произведениям Алешковского. Так, в
его повести Маскировка (1978, опубл. 1980 в США) повествование ведется от имени
трудящегося, который работает на подземном военном заводе. Пьянство, грубость
семейных отношений и тому подобные проявления сатирически представлены в
повести как маскировка тайной оборонной работы. А.Битов назвал это произведение
«преувеличенной метафорой». Повесть написана в разговорном, простонародном
тоне, который является своеобразной самохарактеристикой главного героя.
Произведениям Алешковского присущи как юмор, так и
феерические сюжеты. Примером такого сюжетного построения является повесть
Кенгуру (1975), главный герой которой невольно становится участником
засекреченной операции КГБ, из-за чего попадает в тюрьму по обвинению в
изнасиловании кенгуру в зоопарке.
В 1979 несколько песен Алешковского вошли в бесцензурный
литературный альманах «Метрополь», выпущенный в СССР в самиздате, а затем
опубликованный в США. После этого писатель эмигрировал в США и поселился в
университетском центре штата Коннектикут. Его произведения были переведены и
изданы в США и Западной Европе, он начал сотрудничать с радио «Свобода». Уже в
эмиграции была создана повесть Синенький скромный платочек (1980), написанная в
форме письма, в котором бывший солдат Великой Отечественной войны обращается к
«генсеку маршалу брезиденту Прежневу Юрию Андроповичу».
Короткие рассказы-монологи составляют Книгу последних слов
(1984) – сборник вымышленных судебных речей, в которых подсудимые объясняют
подоплеку собственных преступлений. Судебная хроника ярко контрастирует с
насыщенной живыми образами и выражениями речью персонажей.
В повести Смерть в Москве (1985), описывая смерть Л.Мехлиса,
Алешковский отступает от формы сказового монолога и напрямую выражает свое
положительное отношение к «удалению из Бытия бесполезного и отблуждавшего свое
человека».
Публикация произведений Алешковского в России стала возможна
в 1990. Действие произведений, написанных им в годы эмиграции, – повестей Руру
(1989) и Перстень в футляре (1992), стихов и др. – происходит в России, их
персонажи принадлежат к привычным для автора социальным слоям.
По мнению критика А.Архангельского, Алешковский – прозаик,
«заведомо настроенный враждебно по отношению к любому мифу – историческому ли,
философскому ли, языковому ли – независимо от его «идеологического наполнения»
и потому расшатывающий литературные прикрытия мифологизированного сознания».
Юз Алешковский - фото
Юз Алешковский - цитаты — Наука, — говорит, — не пешеход, и ее свистком *** остановишь. Ангелы читают мысли, бесы подслушивают… О хорошем незачем трендеть — достаточно об этом думать…
Любовь — это любить. Любовь — в действии, в состоянии, в чувстве.
Но любовь — это не заниматься любовью.
Я бы никогда в жизни не употребил это пошлое выражение, заниматься можно только онанизмом.
Любовью можно жить.
Так же, как красоту — чувствовать. Женщина настолько биологически сильна и восхитительно интуитивна, что снисходит до поддержки в крайне тщеславном, от природы внутренне неуверенном мужике иллюзии первородства и разного типа превосходств.
Количество просмотров: 9546
|