Феликс Мендельсон - биография
Известный :
Композитор, Пианист, Дирижёр, Педагог, Органист
Страна:
Германия
Категория:
Музыка
Знак зодиака:
Водолей
Дата рождения: 3 Февраля
1809г.
Дата cмерти: 4 Ноября
1847г. (38 лет)
Биография добавлена: 14 Мая 2013г.
Феликс Мендельсон (Mendelssohn-Bartholdy, полное имя (Якоб
Людвиг Феликс) (1809-1847) — немецкий композитор, дирижер, пианист и органист.
Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг). Симфонии
(«Итальянская», 1833; «Шотландская», 1842), симфоническая увертюра «Фингалова
пещера» (1832), музыка к пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1825), концерты
для скрипки, для фортепиано с оркестром, «Песни без слов» (1845) для
фортепиано, оратории.
Время летит стрелой, хотя минуты ползут.
Мендельсон Феликс
Многообещающее начало
Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года, в Гамбурге.
Он происходил из богатой и просвещенной еврейской семьи. Внук Мозеса
Мендельсона (немецкого просветителя, философа-идеалиста; популяризатора школы Лейбница
— Христиана Вольфа, защитника веротерпимости). В 1816 его семья перешла в
лютеранскую веру, приняв вторую фамилию Бартольди.
Юный Мендельсон занимался по фортепиано у ведущего
берлинского педагога Л. Бергера (1777-1839), а по теоретическим предметам и
композиции — у главы берлинской Певческой академии Карла Фридриха Цельтера. Его
первые произведения появились в 1820 году. К середине 1820-х годов Мендельсон
уже был автором ряда крупных партитур — сонат, концертов, симфоний для
струнного оркестра, фортепианных квартетов, зингшпилей; в которых он обнаружил
абсолютное владение композиторским ремеслом, в том числе техникой контрапункта.
На творческое становление Ф. Мендельсона повлияли семейные
путешествия, общение с выдающимися людьми, посещавшими салон его родителей,
знакомство с поэзией Иоганна Вольфганга Гете (Мендельсон неоднократно
встречался с ним с 1821 года) и с драмами Шекспира в переводах Августа
Вильгельма Шлегеля. В этой атмосфере, благоприятствовавшей стремительному
развитию таланта юного композитора, родились его первые шедевры: струнный Октет
(1825) с призрачно-фантастическим скерцо и виртуозной финальной фугой и увертюра
«Сон в летнюю ночь» (1826), в которой господствует сказочно-феерическая стихия
(склонность к этой образной сфере Мендельсон сохранил до конца жизни).
Дирижерский дар Мендельсона также сформировался весьма рано.
В 1829 году под его управлением в берлинской Певческой академии впервые после
многолетнего забвения были исполнены «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна
Баха; это событие положило начало «баховскому возрождению» 19 века.
Карьера профессионального музыканта
В 1829-1833 годах Мендельсон, путешествуя по Европе, побывал
в Англии и Шотландии (1829), Италии (1830-31), Париже (1831), Лондоне (1832,
1833). Полученные впечатления отразились в наброске будущей «Шотландской
симфонии», в увертюре «Гебриды» (первое исполнение состоялось в 1832 году, в
Лондоне), «Итальянской симфонии» (1833, Лондон) и некоторых других
произведениях. В 1833-1835 годах Феликс занял должность музикдиректора в
Дюссельдорфе, где основу его дирижерского репертуара составили оратории Георга
Фридриха Генделя. Увлечение этим композитором сказалось в библейской оратории
Мендельсона «Павел» (1836, Дюссельдорф).
В 1835 Мендельсон обосновался в Лейпциге, с именем которого
связаны его вершинные достижения как дирижера и организатора музыкальной жизни.
Став руководителем знаменитого лейпцигского Гевандхауза (1835-47), Мендельсон
пропагандировал музыку Баха, Людвига ван Бетховена, Карла Мария фон
Вебера, Гектора Берлиоза, Роберта Александера Шумана (с которым его связывала
близкая дружба). В 1843 году он основал и возглавил Лейпцигскую консерваторию
(ныне Музыкальная академия имени Мендельсона). Композитор стал основателем лейпцигской
школы, отличавшейся ориентацией на классические образцы.
В лейпцигский период
В лейпцигские годы Мендельсон сочинял главным образом во
время летних каникул. Среди наиболее значительных произведений этого периода —
увертюра «Рюи Блаз» (1839), окончательная редакция 2-й симфонии («Хвалебная
песнь», 1840), «Шотландская симфония» (1842), Скрипичный концерт ми минор
(1844), два фортепианных трио (1839, 1845). По заказу короля Пруссии была
написана великолепная музыка ко «Сну в летнюю ночь» Шекспира (частично основана
на материале юношеской увертюры). Несмотря на ее успех, отношения Мендельсона с
берлинской элитой складывались трудно.
Композитор принимал активное участие в организации
Нижнерейнских и Бирмингемских музыкальных фестивалей; в Англии он пользовался
особыми симпатиями публики и выезжал туда 10 раз (в 1846 и 1847 годах
дирижировал исполнением оратории «Илия» в Бирмингеме и Лондоне).
Мендельсон-романтик
Мендельсон в большей степени, чем другие
композиторы-романтики его поколения, ориентировался на идеалы 18 века и классицизма.
В своих лучших образцах его музыка характеризуется стройностью и
уравновешенностью форм, сдержанностью экспрессии, изяществом мелодических
линий, рационально-экономной фактурой — качествами, которые Мендельсон
воспринял от венских классиков. От Баха и Генделя он унаследовал приверженность
к фуге, органу, жанрам кантаты и оратории. Вместе с тем уже к середине 1820-х
годов он выработал самобытный стиль, часто черпая творческие стимулы в
литературе, истории, природе, изобразительных искусствах. Именно эта опора на
внемузыкальные источники вдохновения сделала Мендельсона прежде всего
романтиком. Его ранние опыты в оперном жанре, отмеченные сильным влиянием Вольфганга
Амадея Моцарта, не получили продолжения (Мендельсон до конца своих дней искал
подходящий сюжет для оперы и в год смерти приступил к работе над оперой
«Лорелея» на текст Эмануэля Гайбеля). Его склонность к музыкальному театру
успешнее воплотилась в ораториях, увертюре «Рюи Блаз» по Виктору Гюго, музыке к
«Антигоне» древнегреческого поэта-драматурга Софокла (1841) и ко «Сну в летнюю
ночь». В выборе сюжетов для ораторий есть нечто автобиографическое: «Павел»
аллегорически воспроизводит историю семьи Мендельсона, а «Илия» — историю его
разногласий с берлинским обществом.
Примечательны и многие другие вокальные произведения
Мендельсона, в том числе кантата «Первая Вальпургиева ночь» сочинение 60 (на стихи
Гете, прославляющие весну) и хоровые псалмы лейпцигского периода. Его светские
хоры и романсы неровны по качеству, однако среди них есть подлинные жемчужины —
прежде всего романс «На крыльях песни» на слова немецкого поэта и публициста
Генриха Гейне.
Менедельсон-инструменталист
Свой путь композитора инструментальной музыки Мендельсон
начал симфониями для струнного оркестра, мастерски стилизованными в манере
венского классицизма. Среди пяти «настоящих» симфоний Мендельсона выделяются
«Итальянская» и «Шотландская». Для воплощения духа Италии композитор избрал
компактную четырехчастную форму с менуэтом в качестве 3-й части и стремительным
танцевальным финалом в ритме сальтарелло (итальянский быстрый танец в 1/2
народного происхождения). «Шотландская симфония» масштабнее и богаче
контрастами; в ней более отчетливо выражено программно-изобразительное начало.
Наиболее значительные программные симфонические увертюры
Мендельсона — по существу, одночастные симфонические поэмы — вдохновлены
образами моря [«Морская тишь и счастливое плавание» (по Гете, 1828), «Гебриды»
(1832), «Прекрасная Мелузина» (по Францу Грильпарцеру, 1833)]. В лучших
непрограммных инструментальных опусах — таких, как Октет, некоторые квартеты,
фортепианные трио, «Серьезные вариации» для фортепиано (1841) и знаменитый
Скрипичный концерт — классические формальные принципы счастливо сочетаются с
интимным, глубоко прочувствованным тоном. Мастерство Мендельсона-миниатюриста
проявилось в его простых и вместе с тем изысканных «Песнях без слов»; эту серию
фортепианных пьес — своего рода лирический дневник — композитор писал с 1829 по
1845 (всего 8 тетрадей по 6 пьес в каждой). Ранняя смерть оборвала жизнь одного
из самых уважаемых музыкантов Европы того времени.
Феликс Мендельсон умер 4 ноября 1847 года, Лейпциге, от инсульта
в возрасте 38 лет, ненамного пережив свою горячо любимую сестру Фанни (по мужу
Гензельт, 1805-1847), которая также была талантливым музыкантом.
Количество просмотров: 14780
|