Михаил Александрович Врубель - биография
Известный :
Художник
Страна:
Россия
Категория:
Искусство
Знак зодиака:
Рыбы
Дата рождения: 17 Марта
1856г.
Дата cмерти: 14 Апреля
1910г. (54 года)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Врубель Михаил Александрович (1856–1910) - русский художник,
крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном
искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Учился в
петербургской Академии художеств (1880–1884) у П.П.Чистякова; уроки акварели
брал у И.Е.Репина.
Особое влияние на него оказали живопись венецианского
Возрождения (из современников – испанец М.Фортуни и, возможно, английские
прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической
литературы (У.Шекспир, И.В.Гёте, М.Ю.Лермонтов). Из русских художников Врубель
особенно ценил И.К.Айвазовского и В.М.Васнецова.
Это волшебство. (о картине "Жемчужина")
Врубель Михаил Александрович
Молодой мастер сделал гораздо более решительный шаг к
модерну, чем другие русские художники. Самобытная манера Врубеля – особого рода
кристаллический рисунок, явившийся в какой-то мере предварением кубизма, и
мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» (А.А.Блок) колорит –
окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле
церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в.),
он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие
Святого Духа, 1884) взамен утраченных; тогда же он написал для этого храма и
икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Вершиной
киевского периода явились неосуществленные – в силу противодействия церковных
властей – эскизы росписей Владимирского собора (1887, акварель и графитный
карандаш, в большинстве своем – в том же собрании).
Византийская традиция насыщается здесь острым,
трагически-напряженным психологизмом нового времени. Феерическое великолепие
врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского
ковра (1886, там же). С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве.
«Декоративно все» – этот девиз Врубеля нашел наиболее
органичное воплощение во время его наездов в Абрамцево (1890–1900), где он
входил в число самых активных членов художественного кружка С.И.Мамонтова.
Здесь он пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике (скульптуры Царь
Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к
дизайну, исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
Крылья - это родная почва и жизнь.
Врубель Михаил Александрович
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его
сценографии, связанной с Московской частной русской оперой С.И.Мамонтова, в том
числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Н.А.Римского-Корсакова;
последний был особенно духовно близок Врубелю в силу своей любви к фантазиям «в
русском сказочном роде». Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном
панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896,
Третьяковская галерея).
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан
(1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для
символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
Экспрессивно-драматичны и портреты (К.Д. и М.И.Арцыбушевых, а также
С.И.Мамонтова, все три 1897; все работы – в Третьяковской галерее). Подспудный
трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к
его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891,
Третьяковская галерея и Русский музей, Петербург), – в картинах Демон (1890) и
Демон поверженный (1902; обе работы – Третьяковская галерея). Конгломерат
искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
В 1902 Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в
поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и
Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством
(Жемчужина, 1904; В.Я.Брюсов, 1906; обе картины – смешанная техника, там же), –
работ, тоже по-своему переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп.
Сколько у нас красоты на Руси... И знаешь, что стоит во
главе этой красоты - форма, которая создана природой вовек. А без справок с
кодексом международной эстетики, но бесконечно дорога потому, что она
носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою?
Врубель Михаил Александрович
Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Влияние его
искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все
крупные мастера русского искусства 20 в.
Михаил Александрович Врубель - фото
Михаил Александрович Врубель - цитаты Сколько у нас красоты на Руси... И знаешь, что стоит во главе этой красоты - форма, которая создана природой вовек. А без справок с кодексом международной эстетики, но бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою? Крылья - это родная почва и жизнь. Это волшебство. (о картине "Жемчужина") Количество просмотров: 7836
|