Александр Николаевич Бенуа - биография
Известный :
Художник, Историк
Страна:
Россия
Категория:
Искусство
Знак зодиака:
Телец
Дата рождения: 3 Мая
1870г.
Дата cмерти: 9 Февраля
1960г. (89 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), русский художник,
театральный деятель, историк и критик искусства; основоположник объединения
«Мир искусства».
Родился в Санкт-Петербурге 21 апреля (3 мая) 1870 в семье
известного зодчего Н.Л.Бенуа. Учился в петербургской Академии художеств (1887),
но основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и
архитектора. Блестящий эрудит и общественник, был главным инициатором создания
журнала «Мир искусства» (с 1898), а затем и одноименного кружка художников.
Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни
городили про меня, про мое "эстетство", мои симпатии влекли и теперь
влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности.
Бенуа Александр Николаевич
Пребывая в романтической оппозиции к современности,
вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в основном в
18 в. Во время частых поездок во Францию создал большую меланхолично-гротескную
акварельную серию Последние прогулки Людовика XIV (1897–1898), утвердившую за
ним славу «певца Версаля». Тонким поэтическим историзмом отмечены и его образы
русской истории и литературы (гуаши для издания Русская история в картинках,
1907–1910; иллюстрации к Пиковой даме, 1899 и 1910, и Медному всаднику,
1903–1922, А.С.Пушкина). См. также БЕНУА.
В 1894 Бенуа впервые выступил как историк искусства, написав
главу о русских художниках для немецкого издания Истории живописи 19 века
Р.Мутера (1894). Был автором Истории русской живописи в 19 веке (1902), Русской
школы живописи (в 10 выпусках, 1904–1906) и Истории живописи всех времен и
народов (в 4 томах, 1912–1917; издание не завершено). Основал и редактировал
журнал «Художественные сокровища России» (1901–1903), активно сотрудничал в
журналах «Старые годы», «Московский еженедельник», газетах «Слово» и «Речь»
(особенно значительны его Художественные письма в кадетской «Речи», 1908–1917).
Впервые столь масштабно обосновав как историк национальную
самобытность и международные связи русского искусства нового времени, Бенуа как
критик-публицист выражал тревогу об отсутствии классического «большого стиля»
современности, боролся против вандализма в отношении к памятникам старины.
С 1907 много работал как художник сцены, в первую очередь
для М.М.Фокина (Мариинский театр), а также С.П.Дягилева (в 1909–1911 был
художественным директором «Русских сезонов»). В своей сценографии (балет
Н.Н.Черепнина Павильон Армиды в Мариинском, 1907; Петрушка И.Ф.Стравинского в
парижском театре Шатле, 1911; и др.) продолжил традицию «живописного театра», придав
ей невиданную драматическую остроту. В 1913–1915 – главный художник Московского
художественного театра; осуществил несколько постановок вместе с
К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко (лучшими из них считаются
Маленькие трагедии А.С.Пушкина, 1914–1915).
После Февральской революции 1917 сперва активно вовлекся в
реформы культурной жизни и музейную работу (в 1918 возглавил Картинную галерею
Эрмитажа, издав ее новый каталог), по-прежнему выступал как художник книги и
театра, участвовал в выставках. В 1926, не вернувшись из очередной
командировки, обосновался в Париже.
Верный историко-романтической стилистике «Мира искусства»,
плодотворно сотрудничал с театрами разных стран мира, в том числе с Парижской
оперой (1927–1934) и миланским театром «Ла Скала» (1947–1956); как критик
продолжал свои Художественные письма в газете «Последние новости» (1930–1936).
Написал Мои воспоминания (1955), тонко воссоздающие атмосферу русского
«серебряного века».
Умер Бенуа в Париже 9 февраля 1960.
Александр Николаевич Бенуа - фото
Количество просмотров: 8133
|