Юрий Павлович Казаков - биография
Известный :
Писатель, Литературный деятель
Страна:
Россия, СССР
Категория:
Писатели
Знак зодиака:
Лев
Дата рождения: 8 Августа
1927г.
Дата cмерти: 29 Ноября
1982г. (55 лет)
Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.
Казаков Юрий Павлович (1927–1982), русский писатель. Родился
8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской
губернии. В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно,
не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие».
Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания
об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести
Две ночи (др. назв. Разлучение душ), которую он писал в 1960–1970-е годы.
Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на
виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им.
Гнесиных, которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось
трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической:
он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал
музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжелое
материальное положение семьи также не способствовали творческому росту
Казакова-музыканта.
Я не хочу быть «вторым Буниным», я хочу быть первым
Казаковым!
Казаков Юрий Павлович
В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч.
стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки
для газеты «Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге
к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им.
А.М.Горького. Во время учебы в институте руководитель семинара, по
воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не
знаешь.
Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы
– Голубое и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая
книга Арктур – гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром,
мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.
Среди ранних произведений Казакова особое место занимают
рассказы Тэдди (1956) и Арктур – гончий пес (1957), главными героями которых
являются животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес
Арктур. Литературные критики сходились на том, что в современной литературе
Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности
И.Бунина, о котором он хотел написать книгу и о чем беседовал с Б.Зайцевым и
Г.Адамовичем во время поездки в Париж в 1967.
Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр
русского рассказа – со всеми вытекающими отсюда последствиями…
Казаков Юрий Павлович
Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный
ритм. В 1964 в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы
«занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где
придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института
(1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял
интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в
Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах.
Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных
произведениях – например, в рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963),
Проклятый Север (1964) и многих других.
Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике
рассказов и очерков Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему
«всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и
радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах,
где жизнь идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей
привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный
труд и кресты на могилах отцов и дедов». В рассказе о жизни рыбаков Нестор и
Кир (1961) и др., вошедших в Северный дневник, проявилось характерное для прозы
Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления
описываемых событий. Последняя глава Северного дневника посвящена ненецкому
художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной
ямы (1972–1976) и сценарий фильма Великий самоед (1980).
Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с
утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством
вины и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты
горько плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического
рассказчика, является его маленький сын.
.. необходима постановка важных вопросов: счастье и его
природа, страдания и преодоление их, нравственный долг перед народом, любовь,
осмысление самого себя, отношение к труду, живучесть грязных инстинктов…
Казаков Юрий Павлович
При жизни Казакова было издано около 10 сборников его
рассказов: По дороге (1961), Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966),
Осень в дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о
русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др.
Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К.Паустовском
Поедемте в Лопшеньгу (1977). В переводе на русский язык, выполненном Казаковым
по подстрочнику, был издан роман казахского писателя А.Нурпеисова. В последние
годы жизни Казаков писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках.
Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге Две ночи (1986).
Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.
Юрий Павлович Казаков - фото
Юрий Павлович Казаков - цитаты Думаю, что задача литературы — изображать именно душевные движения человека, причём главные, а не мелочные. Потому до сих пор для нашей литературы главная фигура Лев Толстой.
Мы не великие писатели, но если мы относимся к своему делу серьёзно, то и наше слово, может быть, заставит кого-нибудь задуматься хоть на час, хоть на день о смысле жизни.
Никогда не видел ни в электричке, ни в поездах, ни в читальнях, чтобы кто-нибудь читал мои книги. И вообще что-то странное происходит с моими книгами, их как будто и в помине не было. Я участвовал в нескольких литературных декадах, ну и, как правило, книжные базары, распродажа. К моим коллегам подходят за автографами, даже толпятся вокруг, а я один как перст, будто всё мною изданное проваливается куда-то.
У хорошего писателя всегда ощущается что-то ещё помимо того, о чём он пишет. Это как в звуке: есть основной тон, и есть обертоны, и чем больше обертонов, тем насыщеннее, богаче звук.
Художник всегда пишет о главном в жизни человека. Когда писатель говорит: я пишу о строительстве водонасосной станции, — жалко и его, и читателя.
Количество просмотров: 19009
|